«Лаборатория Касперского» покупает «Мой офис»

«Лаборатория Касперского» покупает «Мой офис»

«Лаборатория Касперского» стала владельцем почти 30% в разработчике «Моего офиса»

«Лаборатория Касперского» стала владельцем 29,5% акций в ООО «Новые облачные технологии», разработчике пакета программ «Мой офис», следует из выписки ЕГРЮЛ.

Делицын Леонид (эксперт, ГК "Финам")
Делицын Леонид (эксперт, ГК "Финам")

Сделка поучительна в трёх аспектах. Во-первых, она иллюстрирует, где “Лаборатория Касперского” ищет драйверы роста для расширения бизнеса. Потенциально “Мой офис” может стоять везде, где стоит Microsoft Office на каждом компьютере в доме, школе и офисе – вопрос весь во внедрении, обучении и маркетинге. По иронии судьбы в прежние годы обучаться офисным продуктам зарубежного поставщика фактически заставляли в школах и вузах. Автор этого комментария вспоминает, как поражены были его незнанию продуктов Microsoft сотрудники деканата в вузе, куда фирма отправила его преподавать. В деканате полагали, что других операционных систем, кроме Windows, и других офисных программ, кроме Word и Excel не существует в природе, а про Unix, не говоря уж о каких-нибудь WordStar или LaTex, никогда не слышали. Да и сейчас, если открыть вузовские учебники “Информатики”, то окажется, что они наполовину состоят из инструкций по использованию продуктов Microsoft. Рынок, таким образом, чрезвычайно привлекателен –
если переориентировать его на замещение импорта, то пятьдесят тысяч школ и около тысячи вузов выделят тьюторов, которые научат молодые поколения использовать “Мой офис”. Ранее распространение отечественного продукта сдерживал в первую очередь недостаток внедренческого (возможно, даже – административного) ресурса, а также инерция преподавателей, привыкших к тому, к чему они привыкли.
Для “Лаборатории Касперского” было бы чрезвычайно логично стать производителем одной из популярных отечественных операционных систем, однако само по себе, без офисных и развлекательных приложений, такое направление вряд ли окупится. Вместе с приложениями, однако, оно может в итоге оказаться прибыльным.
В-третьих, эта сделка показывает, что замещение импорта начинает интересовать крупные компании, при участии которых в некоторых секторах экономики оно может вполне произойти лет за 5-7.
Оценить объём сделки сейчас чрезвычайно сложно. С одной стороны, рынок – потенциально очень велик, о чём уже сказано выше. С другой – финансовые показатели компании в релизе не обсуждаются, но если воспользоваться базами данных, то цифры – не свидетельствуют в пользу высокой капитализации. Это, в свою очередь, говорит о том, что “Лаборатория Касперского” могла совершить сделку по весьма выгодной цене.