Малого бизнеса в России становится меньше

Малого бизнеса в России становится меньше

Федеральная налоговая служба опубликовала статистические данные о малых и средних предприятиях за первый квартал 2019 года.

Данные ФНС свидетельствуют о том, что в стране численность юрлиц, занимающихся малым и средним бизнесом продолжает сокращаться, а новые компании почти не открываются.

Делицын Леонид (эксперт, ГК "Финам")
Делицын Леонид (эксперт, ГК "Финам")

Как известно, одним из ключевых преимуществ Силиконовой Долины является лёгкость открытия и ликвидации компаний, вторым – простота увольнения сотрудников. Третьим – наличие в окрестностях достаточного количества крупных, стабильных компаний, где супруга предпринимателя имеет возможность получать зарплату, покуда он сам тратит семейные сбережения на свой стартап. И, наконец, вероятно, главнейшее условие – изобилие свободных денег и услужливых, толерантных к рискам и потерям, инвесторов. Это если ещё не упоминать квалицифированные кадры, стекающиеся в Калифорнию со всего мира со времён Золотой лихорадки середины XIX века.
Если же этих факторов нет, то нет и оснований для популярности ведения малого бизнеса. Поучителен вывод из отечественной статистике – наименьшим срок жизни оказался у малых предприятий в сферах логистики, туризма, бытовых услуг, общепита и IT. Зато предприятия, работающие с оборонным сектором и бюджетной сферой живут около десяти лет. В чём разница? В секторах с коротким временем жизни практически отсутствует барьер для входа. Открыть свой бизнес здесь может практически каждый, у кого образовался свободный миллион рублей – в том числе и те, кому открывать бизнес не следовало. Высокую конкуренцию совершенно правильно называют основной причиной смертности бизнеса в этих сегментах. Чтобы выжить, предприятие должно обладать конкурентными преимуществами, а это очень сложно, если сам бизнес – прост и доступен. Более того, итогом может оказаться бесприбыльная фирма, в поддержании жизни которой у владельца нет экономического смысла. Есть, конечно, исключения – когда поднимается новая технологическая волна, то на растущем рынке место находится каждому. Так было и сто лет назад в период внедрения телефонной связи, и двадцать лет назад, когда в городах распространялись “домовые сети”, предоставляющие доступ к широкополосному Интернету. Однако по мере роста рынка он стал привлекателен для крупных игроков, и сегодня даже крупные провайдеры доступа почти все поглощены ещё более мощными игроками – операторами сотовой связи. Что касается IT-отрасли, то так было со студиями Web-дизайна, агентствами поисковой оптимизации и цифрового маркетинга, внедренцами АИС, и так, скорее всего, будет с внедрением решений в области больших данных и искусственного интеллекта. На раннем этапе развития технологии возникают сотни, и даже тысячи компаний, а потом рынок консолидируется.
Статистика, таким образом, констатирует известный факт – новой большой технологической волны сейчас нет. Направления роста ищут все – от крупнейших компаний, до начинающих стартапов. Те, кто их не видит – выходят из бизнеса.